Как общественный транспорт в России стал орудием убийства

0
787
Водители автобусов, маршруток и такси вынуждены работать без сна и отдыха буквально за копейки.
Популярный блогер и общественный деятель Петр Шкуматов после очередной громкой автомобильной аварии решил проанализировать причины безобразного состояния публичного транспорта в стране:

«После аварии автобуса в Коломне мне написали сразу несколько человек, которые рассказали, как устроена работа простого водителя пассажирского автобуса. Это касается не только мособласти, но и пары соседних регионов. Суть абсолютно одна. Рабство. Потогонка. Криминал. После того, как из водителя выжимают все соки, его тупо выкидывают на свалку истории. Вот это всё возит вас на работу и именно туда предполагается запихнуть лишних автомобилистов.

Текста очень много, поэтому я смиксовал его и разбил на несколько глав. Первая глава называется:

1. КЭШ-ГЕНЕРАТОР

Общественный транспорт рассматривается чиновниками не как транспорт, что станет удивительным для многих пассажиров, а как источник потока чёрного нала. Чиновники работают в системе общественного транспорта не за зарплату! Левых денег там в несколько раз больше. Главное — создать для персонала систему невыносимых и невыполнимых условий, а за наличные деньги давать поблажки, после чего водители сами понесут ручейки чёрного нала.

Причём нет разницы, пассажирский автобус или грузовой камаз, частный или мострансавто, система работает на вытягивание наличного бабла с работяги. Все остальные проблемы вытекают из этой. Как это организовано? Некоторое время назад в организациях, перевозящих пассажиров, не было трудовых договоров, максимум, трудовой договор на год без отпусков, по смыслу близкий к гражданско-правовому об оказании услуг. У тебя копеечная ставка (типа оклада), основной заработок — премии от плана, от времени работы, от хотелок начальства. Ставка у тебя почасовая! Т.е. ты даже чертов оклад можешь не получить, если не выкатаешь часы.

Часы считаются хитрож.по. Оплачивается только время, проведенное на линии, остальные виды работ оплачиваются в разы меньше. Например, 12 ремонтных часов легко могут стоить 100-200 рублей. Все вместе. Отдельно надо упомянуть систему штрафов. Штрафы водитель платит за всё. Например, за отклонение от расписания. А что делать, если пробка стоит? Писать унизительные записки, прося не штрафовать, так как была пробка. Иногда удовлетворяют, иногда нет. Если жалуется пассажир, то крайним в 99% случаев оказывается водитель. Например, дают тебе ушатанный автобус зимой, в нем уже дыры сквозные. И пассажир законно жалуется, что дует. Виноват будет водитель, так как взял такой автобус. А что делать, если других автобусов нет? Можно, конечно, отказаться, но в этом случае ты останешься на окладе, на который можно будет купить пару пакетиков лапши Роллтон, да и то придется занимать.

Чтобы тебе давали возможность работать, нужно платить руководству. Платить наличными. Система построена совершенно по иезуитски — не тебе платят за работу, а ты платишь, чтобы тебе дали возможность работать. Нал платят водители за всё. За хороший выход. За выходной. За дополнительный рабочий день. За неушатанную машину и т.д. В итоге, все равно ты проводишь в гараже в среднем 12-16 часов (в зависимости от предприятия и графика работы), но засчитываются тебе, как рабочие 8-12, не более! И типа ты не устаешь. Но к этому времени ещё нужно добавить время приезда/отъезда на работу, ведь либо ты продолжаешь водить личное авто, либо ты ещё несколько часов тратишь на служебный автобус, ведь транспорт ещё (уже) не ходит. Сколько остаётся на сон? А ещё нужно поесть, умыться…

В результате, как правило, люди вымотаны физически за копейки.

Если работать реально всего 40 часов в неделю, ни о каких 40 тысячах в месяц даже нет и речи. Реальный ценник 1 час работы = 250 рублей в Москве минус НДФЛ. Это совершеннейший максимум! В регионах заработок гораздо меньше. Я официально закрывал по 320 часов, т.е. с учётом непосчитанных, около 360 часов в месяц. Ещё раз 360 часов в месяц за рулём!

Поэтому, когда вы видите, как водитель пассажирского автобуса гонит что есть мочи, поклав на безопасность, помните, что этого человека поставили в такие условия его рабовладельцы, точнее работодатели.

UPD: Теперь вы поймете причину странного поведения водителя в коломенском перевернувшемся автобусе:

«Никита (имя изменено), ехал в Озёры после собеседования в Москве.

В автобусе я сидел на 13-14 местах. Мы долго стояли перед воскресенским постом ДПС — там была пробка из-за ДТП. Пассажиры в автобусе нервничали, в салоне было жарко, и просили водителя выключить печку. Затем, после перекрестка, мы быстро поехали. Я смотрел в «Яндекс Навигатор», и он показывал 110-120 км/ч по трассе. Может быть, он ошибался, но показывал столько.

На момент ДТП скорость была 110-115 км/ч — когда мы двигались по этой дороге.»

Т.е., водитель стоял в пробке перед постом ДПС, а потом, чтобы его не оштрафовали, начал нагонять расписание на скорости 115 км/ч. Вот истинная причина произошедшей трагедии.

2. ПЛАН

План — это сумма денег, которую ты или твой кондуктор должны собрать на линии и которую ты сдаешь официально в кассу. Лирическое отступление: план может включать в себя официальную зарплату или не включать — зависит от перевозчика, но всегда, если ты ездишь без кондуктора, зарплата копеечная и считается, что ты легко набираешь план, а зарабатываешь то, что соберешь сверху, как в такси при аренде — там у тебя тоже «план» по обязательным платежам.

Если ты, водитель, возишь кондуктора, то считается, что именно ты должен (!) обеспечить кондуктора пассажирами, чтобы он сдал план. И хотя зарплата платится вся с плана (т.к. ты не продаёшь билеты, это делает кондуктор, и у тебя нет потока нала), если кондуктор не сдаст план — ты не получишь премию, а только часовую копеечную ставку. А одновременно с этим ты должен не сильно отклоняться от расписания. То есть долго постоять на остановке не получится.

Даже в крупных государственных перевозчиках, где есть процедура подсчета пассажиров, добиться справедливого плана, чтобы и с кассы не воровать и самому без штанов не остаться, невозможно. Система делает всё для того, чтобы нормальные люди уходили, а оставались лишь те, кто готов делиться зарплатой и сверхплановыми сборами. Именно поэтому в наземном общественном транспорте так популярны киргизы и другие «не местные» народы

Ну а в итоге, ты, водитель, зависишь от всех — от начальника, механика, табельщицы, кассирши, диспетчера, от бой-бабы, что путёвки выдаёт, и всем надо дать. Если ты, например, не подмазываешь кассира, то НЕ ДАЙ БОГ тебе сдать неправильную сумму нала. Тут же оформит протокол и тебя снимут с завтрашнего рейса на разбирательство, ведь откуда у тебя другая сумма — воруешь? Поэтому, чтобы «нормально» зарабатывать, ты должен им отдать приличную долю от своей зарплаты, а сам компенсируешь это конской переработкой либо воровством, либо тем и другим.

Кстати, возможно поэтому автобусов нет по 40 минут вместо 10 по расписанию. Вероятно, что они, выключив телематику, несутся пустыми на другой конец маршрута, чтобы поднять выручку за счёт бОльшего потока пассажиров в другую сторону.

Да, про проверки касс на дороге от воровства — ну это детский лепет, они обходятся легко — перед рейсом ты кладешь в кассу на 50-100 рублей меньше. Если тебя будут проверять — скажешь, что, видимо, ошибся и дал кому-то сдачу больше, чем надо. А по ходу рейса 1-2 пассажиров необилечиваешь — вот тебе 100 руб/час сверху, при этом «левые» деньги в кассе не светятся. А что они у тебя в кармане сразу, так никто не может запретить тебе взять из дома 100 рублей на обед.

На сегодняшний момент, средняя ставка водителей с кондукторами в регионах 100-150 рублей (брутто, ещё минус ндфл).

Но это кажется, что 200 рублей в час, 2000 в день, 50 К в месяц. На самом деле, оплачивают только время на линии, а ещё минус НДФЛ… И вот уже, чтобы получить хотя бы 35 К рублей, ты должен отработать 200 часов на линии (200*0,87*200), а с учётом времени на ремонт, ТО, в т.ч. ежедневное, заправку, мойку, то уже под 250 часов, что уже полторы 40-часовой рабочей недели. И вот тут неожиданно выплывают премии. Но получение премий водителем зависит от его начальника, а настроение начальника от того, давал ты ему денег на карман или нет. Выполнял ли план или нет. Порочный круг замыкается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь