«После аварии автобуса в Коломне мне написали сразу несколько человек, которые рассказали, как устроена работа простого водителя пассажирского автобуса. Это касается не только мособласти, но и пары соседних регионов. Суть абсолютно одна. Рабство. Потогонка. Криминал. После того, как из водителя выжимают все соки, его тупо выкидывают на свалку истории. Вот это всё возит вас на работу и именно туда предполагается запихнуть лишних автомобилистов.
Текста очень много, поэтому я смиксовал его и разбил на несколько глав. Первая глава называется:
1. КЭШ-ГЕНЕРАТОР
Общественный транспорт рассматривается чиновниками не как транспорт, что станет удивительным для многих пассажиров, а как источник потока чёрного нала. Чиновники работают в системе общественного транспорта не за зарплату! Левых денег там в несколько раз больше. Главное — создать для персонала систему невыносимых и невыполнимых условий, а за наличные деньги давать поблажки, после чего водители сами понесут ручейки чёрного нала.
Причём нет разницы, пассажирский автобус или грузовой камаз, частный или мострансавто, система работает на вытягивание наличного бабла с работяги. Все остальные проблемы вытекают из этой. Как это организовано? Некоторое время назад в организациях, перевозящих пассажиров, не было трудовых договоров, максимум, трудовой договор на год без отпусков, по смыслу близкий к гражданско-правовому об оказании услуг. У тебя копеечная ставка (типа оклада), основной заработок — премии от плана, от времени работы, от хотелок начальства. Ставка у тебя почасовая! Т.е. ты даже чертов оклад можешь не получить, если не выкатаешь часы.
Часы считаются хитрож.по. Оплачивается только время, проведенное на линии, остальные виды работ оплачиваются в разы меньше. Например, 12 ремонтных часов легко могут стоить 100-200 рублей. Все вместе. Отдельно надо упомянуть систему штрафов. Штрафы водитель платит за всё. Например, за отклонение от расписания. А что делать, если пробка стоит? Писать унизительные записки, прося не штрафовать, так как была пробка. Иногда удовлетворяют, иногда нет. Если жалуется пассажир, то крайним в 99% случаев оказывается водитель. Например, дают тебе ушатанный автобус зимой, в нем уже дыры сквозные. И пассажир законно жалуется, что дует. Виноват будет водитель, так как взял такой автобус. А что делать, если других автобусов нет? Можно, конечно, отказаться, но в этом случае ты останешься на окладе, на который можно будет купить пару пакетиков лапши Роллтон, да и то придется занимать.
Чтобы тебе давали возможность работать, нужно платить руководству. Платить наличными. Система построена совершенно по иезуитски — не тебе платят за работу, а ты платишь, чтобы тебе дали возможность работать. Нал платят водители за всё. За хороший выход. За выходной. За дополнительный рабочий день. За неушатанную машину и т.д. В итоге, все равно ты проводишь в гараже в среднем 12-16 часов (в зависимости от предприятия и графика работы), но засчитываются тебе, как рабочие 8-12, не более! И типа ты не устаешь. Но к этому времени ещё нужно добавить время приезда/отъезда на работу, ведь либо ты продолжаешь водить личное авто, либо ты ещё несколько часов тратишь на служебный автобус, ведь транспорт ещё (уже) не ходит. Сколько остаётся на сон? А ещё нужно поесть, умыться…
В результате, как правило, люди вымотаны физически за копейки.
Если работать реально всего 40 часов в неделю, ни о каких 40 тысячах в месяц даже нет и речи. Реальный ценник 1 час работы = 250 рублей в Москве минус НДФЛ. Это совершеннейший максимум! В регионах заработок гораздо меньше. Я официально закрывал по 320 часов, т.е. с учётом непосчитанных, около 360 часов в месяц. Ещё раз 360 часов в месяц за рулём!
Поэтому, когда вы видите, как водитель пассажирского автобуса гонит что есть мочи, поклав на безопасность, помните, что этого человека поставили в такие условия его рабовладельцы, точнее работодатели.
UPD: Теперь вы поймете причину странного поведения водителя в коломенском перевернувшемся автобусе:
«Никита (имя изменено), ехал в Озёры после собеседования в Москве.
В автобусе я сидел на 13-14 местах. Мы долго стояли перед воскресенским постом ДПС — там была пробка из-за ДТП. Пассажиры в автобусе нервничали, в салоне было жарко, и просили водителя выключить печку. Затем, после перекрестка, мы быстро поехали. Я смотрел в «Яндекс Навигатор», и он показывал 110-120 км/ч по трассе. Может быть, он ошибался, но показывал столько.
На момент ДТП скорость была 110-115 км/ч — когда мы двигались по этой дороге.»
Т.е., водитель стоял в пробке перед постом ДПС, а потом, чтобы его не оштрафовали, начал нагонять расписание на скорости 115 км/ч. Вот истинная причина произошедшей трагедии.
2. ПЛАН
План — это сумма денег, которую ты или твой кондуктор должны собрать на линии и которую ты сдаешь официально в кассу. Лирическое отступление: план может включать в себя официальную зарплату или не включать — зависит от перевозчика, но всегда, если ты ездишь без кондуктора, зарплата копеечная и считается, что ты легко набираешь план, а зарабатываешь то, что соберешь сверху, как в такси при аренде — там у тебя тоже «план» по обязательным платежам.
Если ты, водитель, возишь кондуктора, то считается, что именно ты должен (!) обеспечить кондуктора пассажирами, чтобы он сдал план. И хотя зарплата платится вся с плана (т.к. ты не продаёшь билеты, это делает кондуктор, и у тебя нет потока нала), если кондуктор не сдаст план — ты не получишь премию, а только часовую копеечную ставку. А одновременно с этим ты должен не сильно отклоняться от расписания. То есть долго постоять на остановке не получится.
Даже в крупных государственных перевозчиках, где есть процедура подсчета пассажиров, добиться справедливого плана, чтобы и с кассы не воровать и самому без штанов не остаться, невозможно. Система делает всё для того, чтобы нормальные люди уходили, а оставались лишь те, кто готов делиться зарплатой и сверхплановыми сборами. Именно поэтому в наземном общественном транспорте так популярны киргизы и другие «не местные» народы
Ну а в итоге, ты, водитель, зависишь от всех — от начальника, механика, табельщицы, кассирши, диспетчера, от бой-бабы, что путёвки выдаёт, и всем надо дать. Если ты, например, не подмазываешь кассира, то НЕ ДАЙ БОГ тебе сдать неправильную сумму нала. Тут же оформит протокол и тебя снимут с завтрашнего рейса на разбирательство, ведь откуда у тебя другая сумма — воруешь? Поэтому, чтобы «нормально» зарабатывать, ты должен им отдать приличную долю от своей зарплаты, а сам компенсируешь это конской переработкой либо воровством, либо тем и другим.
Кстати, возможно поэтому автобусов нет по 40 минут вместо 10 по расписанию. Вероятно, что они, выключив телематику, несутся пустыми на другой конец маршрута, чтобы поднять выручку за счёт бОльшего потока пассажиров в другую сторону.
Да, про проверки касс на дороге от воровства — ну это детский лепет, они обходятся легко — перед рейсом ты кладешь в кассу на 50-100 рублей меньше. Если тебя будут проверять — скажешь, что, видимо, ошибся и дал кому-то сдачу больше, чем надо. А по ходу рейса 1-2 пассажиров необилечиваешь — вот тебе 100 руб/час сверху, при этом «левые» деньги в кассе не светятся. А что они у тебя в кармане сразу, так никто не может запретить тебе взять из дома 100 рублей на обед.
На сегодняшний момент, средняя ставка водителей с кондукторами в регионах 100-150 рублей (брутто, ещё минус ндфл).
Но это кажется, что 200 рублей в час, 2000 в день, 50 К в месяц. На самом деле, оплачивают только время на линии, а ещё минус НДФЛ… И вот уже, чтобы получить хотя бы 35 К рублей, ты должен отработать 200 часов на линии (200*0,87*200), а с учётом времени на ремонт, ТО, в т.ч. ежедневное, заправку, мойку, то уже под 250 часов, что уже полторы 40-часовой рабочей недели. И вот тут неожиданно выплывают премии. Но получение премий водителем зависит от его начальника, а настроение начальника от того, давал ты ему денег на карман или нет. Выполнял ли план или нет. Порочный круг замыкается.