Столичные власти потратят 12 млрд руб. на интеграцию Московского центрального кольца в городскую транспортную систему, говорится в адресной инвестиционной программе столицы, которая была утверждена мэрией 10 октября этого года. Расходы заложены на ближайшие три года, основные работы стоимостью более 11,5 млрд руб. запланированы на 2020 год.
Согласно АИП, планируется дальнейшая интеграция МЦК с радиальными направлениями железной дороги и метро, строительство подъездных дорог к транспортно-пересадочным узлам и дорожной инфраструктуры для радиальных направлений. РБК направил запрос в департамент строительства Москвы о запланированном объеме работ.
В пресс-службе ОАО «РЖД» сообщили РБК, что в 2016–2018 годах компания потратит на интеграцию МЦК с радиальными железнодорожными направлениями 7,5 млрд руб. На кольцевой действуют пересадки на Октябрьское, Савеловское, Ярославское, Казанское и Смоленское направления. До конца 2018 года планируется «осуществить интеграцию» МЦК еще с четырьмя ветками. Для этого перенесут несколько железнодорожных платформ ближе к станциям МЦК, например «Окружную» на Савеловском направлении, и построят новые остановочные пункты и станции на радиальных ветках («Варшавская», «Карачарово»), пояснили в пресс-службе РЖД. Остановочные пункты отличаются от железнодорожных станций тем, что предназначены именно для посадки и высадки пассажиров. Они не могут использоваться для отправки или обгона поездов, поскольку не имеют дополнительных путей.
Таким образом, совокупные расходы на интеграцию МЦК с другими видами транспорта в 2016–2020 годах, исходя из открытых источников, могут составить не менее 19,5 млрд руб.
Движение по МЦК запустили в 2016 году, за год кольцевая железная дорога перевезла 120 млн пассажиров. МЦК имеет 31 станцию, протяженность кольца — 54 км. Расходы РЖД, федерального и московского бюджетов на проект уже составили 140 млрд руб., а в течение 15 лет вырастут до 200 млрд руб., оценивали «Ведомости» в сентябре. Как ранее выяснил РБК, на благоустройство территорий вокруг станций МЦК московские власти намерены потратить более 2,6 млрд руб.
МЦК недостаточно хорошо вписано в городскую среду, говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ Константин Трофименко. У кольцевой линии нет связок с наземными видами транспорта, рядом с ТПУ неудачно организована схема дорожного движения, пояснил эксперт. Решение таких проблем обойдется гораздо дешевле дорожного строительства и метро — 1 км метро стоит 5–10 млрд руб., заключил Трофименко.
Проект МЦК сделали «как проще, а не как удобнее», поэтому теперь приходится переделывать, считает эксперт Союза пассажиров России Юрий Аралов. «Многие станции имеют неудобные выходы и пересадки. К примеру, пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию заявлена, а по факту она очень длинная, приходится долго идти по улице. При этом даже с учетом расположения станций можно было бы сократить путь, сделав выходы с другой стороны», — рассуждает Аралов. По словам эксперта, к некоторым станциям, например «Лихоборам», построены автомобильные дороги, но нет «нормального» подъездного пути.
В октябре мэр Сергей Собянин объявил, что в столице запустят еще один масштабный железнодорожный проект — сквозные маршруты электричек через центр города. Первые два диаметра (Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск) введут в конце 2018-го или начале 2019 года, сообщил вице-мэр по транспорту Максим Ликсутов. Стоимость проекта оценивается в 60 млрд руб.
В московском метро в 2020 году планируется запустить вторую кольцевую линию — Третий пересадочный контур протяженностью 66,7 км и 31 станцию. Стоимость строительства составит 501 млрд руб.