§ Дениса «обули»…
Анафеме в мой адрес посвящается
Пятого октября прошлого года в Профсоюз водителей трамвая (ННОПСВТ, без образования юридического лица), в котором я являюсь секретарём и который тесно сотрудничает в моём лице с Межрегиональным профсоюзом работников общественного транспорта (по уведомлению №01-03-309 от 30.03.2016 в Филиал Трамвайное управление, я состою в МПРОТ заместителем председателя), обратился водитель трамвая Денис Евгеньевич Маврин (табельный номер 53503295), уволенный по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Шестого октября был подан протокол под входящий номер в Филиал Трамвайное управление, на который получен ответ за подписью зам. директора по общим вопросам И.С.Ибрагимова.
По праву, данному рядом положений Закона №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», десятого октября мной установлено, что опоздания на смену 19.08.2016 (начало в 05:14), 22.08.2016 (начало в 06:29) и 23.08.2016 (начало в 06:00) были спровоцированы нарядным отделом Краснопресненского трамвайного депо, так как кадровым работникам работодателя было известно, что местом жительства Д.Е.Маврина является микрорайон Метрогородок и возможности добраться к установленному началу смен в Краснопресненское трамвайное депо водителю Маврину работодателем предоставлено не было. Обращение в нарядную наставника О.В.Туаевой было грубо проигнорировано.
Являясь Д.Е.Маврину коллегой по работе и членству в независимом профсоюзе (МПРОТ), 10.10.2016 я посетил с ним расчётную часть на 2-й Боевской улице. Полученные расчётные листки за август и сентябрь вызвали моё недоумение.
Первое. Вместо четвёртого разряда значился третий; просмотр трудовой книжки Д.Е.Маврина и его опрос позволили мне сделать вывод, что квалификационный разряд снят в одностороннем порядке, без доведения второго экземпляра кадрового приказа до работника.
Второе. Работа в Краснопресненском трамвайном депо не была обозначена как командировка. По приказу №3753-к, известному мне по другим водителям, указанным в этом приказе, работник Д.Е.Маврин, в нарушение трудового договора с обозначенным адресом «Русаковская наб., д. 1», без доведения приказа о производственной необходимости и разъяснений по экономической целесообразности, был направлен в другое депо, а в Трамвайное депо им. Русакова в то же время прибыло, по моим данным, два водителя — с депо им. Баумана и Апакова.
Также мной установлено грубое нарушение порядка увольнения по ст. 84.1 ТК РФ: не был предоставлен на руки приказ об увольнении и два документа в соответствии с Законами №255-ФЗ от 29.12.2006 (справка о сумме заработка за два календарных года) и №27-ФЗ от 01.04.1996 (справка по начисленным и уплаченным взносам обязательного пенсионного страхования).
Непредоставление Трамвайным управлением по запросу Д.Е.Маврина (вх. №01-03-1120 от 11.10.2016) документов по трудовым отношениям повлекло 17.10.2016 письменное обращение на имя генерального директора Е.Ф.Михайлова. Обращение составлено при моём непосредственном участии. Следует признать, что расписываясь в получении документов, вопреки моим разъяснениям, Д.Е.Маврин не поставил дату получения.
В-третьих, 10.10.2016 я получил распечатку Формуляра табеля рабочего времени — специальной утилиты в «Единой автоматизированной системе управления финансово-хозяйственной деятельностью» (программе SAP), — утилиты, сделанной немецкими программистами с учётом требований международного трудового права. Распечатка говорит о том, что табельный отдел провёл в учёте рабочего времени надлежащую по наряду явку Маврина на работу. Представители эксплуатации ответчика, проверяя в путевых листах отметки медработника, выявили несоответствие явки обозначенному времени в табеле. Стоит отметить, что дисциплинарные взыскания, по моим сведениям, коснулись только Маврина.
Будучи приглашён на судебное заседание 25.04.2017 председателем МПРОТ Ю.В.Дашковым по исковому заявлению о восстановлении на работе (гражданское дело №02-0032/2017 от 09.01.2017), я наблюдал в коридоре Преображенского районного суда представителей администрации Краснопресненского трамвайного депо. Представителем истца было высказано предположение, что они были приглашены для подтверждения существования записей видеонаблюдения и обоснованности рапортов в отношении Маврина по использованию мобильного телефона.
Мне неизвестны подробности выявления нарушений по рапортам на Дениса и привлечения его к ответственности. Не это суть важно.
Важно то, что, по ст. 23.3 КоАП РФ, почти все нарушения в области безопасности дорожного движения, прописанные в том же Кодексе, являются компетенцией и в исключительном ведении органов внутренних дел (полиции). Формулировка статьи КоАП 12.36.1 — дословно: «нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства», — по моему мнению, позволяет сделать вывод, что не является существенным, установлены ли правила пользования телефоном Постановлением Правительства РФ (о ПДД) или Должностной инструкцией водителя трамвая, подписанной генеральным директором ГУП «Мосгортранс». Право выявлять и привлекать к ответственности по нарушению правил пользования телефоном — всё одно у полиции!
Поэтому, на основании ч. 1 ст. 49 Конституции, в её взаимосвязи со ст. 23.3 КоАП РФ, я свидетельствую о посягательстве на основы конституционного строя Российской Федерации путём присвоения властных полномочий. Безотносительно к лицам, написавшим рапорты об использовании мобильного телефона и таким образом присвоившим полномочия должностных лиц органов внутренних дел (квалификация по ст. 288 УК РФ), основное бремя ответственности за присвоение властных полномочий (аналогично по ст. 278 УК РФ), по моему личному убеждению, несут те, кто подписывал приказы о дисциплинарных и материальных взысканиях — правовые акты, влекущие прямые правовые последствия для одной из сторон трудовых отношений, т. е. работника. В рассматриваемом случае — Д.Е.Маврина.
Основным локальным нормативным правовым актом подобного содержания, по моему мнению, является приказ №380 «Об эксплуатации видеорегистраторов» бывшего директора Филиала Трамвайное управление Б.К.Абрамова, изданного, будто в насмешку, первого апреля 2016 г., во исполнение Поручения №99-10 ПР-15 от 30.11.2015 генерального директора Е.Ф.Михайлова. Поправ статьи 23 и 24 Конституции РФ, этот приказ «дал добро» подчинённым отделам на тотальный контроль за неугодными водителями. Лично я не только хочу видеть приказ «в натуре», но и понимать его обоснованность и законность. Закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Постановление Правительства РФ №924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности» не содержат сведений о разрешении перевозчику [ГУП «Мосгортранс»] контролировать трудовой процесс работников эксплуатационных отделов (и водителей, в частности) с использованием комплекта бортового телематического оборудования безопасности (КБТОБ), установленного собственником имущества (транспортных средств, в том числе трамваев) Правительством города Москвы.
Так как наличие системы видеонаблюдения является новыми условиями труда, я свидетельствую, сам являясь водителем трамвая, об отсутствии надлежащего извещения, в соответствии с абзацем 2 ст. 162 ТК РФ, и заключения дополнительного соглашения.
Является устоявшейся практикой в ГУП «Мосгортранс» привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности по нарушениям, не отнесённым федеральным законодательством к ведению моего работодателя. В Коллективном договоре Филиала закреплены так называемые «производственные упущения», значительная часть которых априори не является его компетенцией. Что позволяет сделать мне, как независимому профсоюзному работнику, вывод о нарушении основной первичной профсоюзной организацией Филиала Трамвайное управление, в которой состоял Д.Е.Маврин, уставной деятельности по защите интересов и трудовых прав «подопечных» работников.
Имея обыкновение анализировать события по принципу контраста, я должен сказать о том, как обычно проходили в Трамвайном депо им. Русакова стажировки на новом маршруте и стажировки на новом типе подвижного состава.
Свой очередной, четвёртый, квалификационный разряд я получил за освоение нового подвижного состава. В конце 2012 года, в выходной по режиму работы день я стажировался на маршруте 37, на котором не работал ни разу после езды на учебном трамвае в середине 2011 года. Мной был освоен тип вагона 71-153 (так называемый «питерский»). В июне 2013 года, пройдя в конце мая теоретические занятия с инженером Усть-Катавского вагоностроительного завода им. Кирова, создателя типа вагона 71-623.02 (так называемая «морковка»), также, в выходной по режиму работы день я даже не стажировался, а просто обкатывал новый вагон под номером 5610, одновременно объясняя и теорию, и навыки управления своей сменщице. Маршрут Б, на участке от улицы Радио до Курского вокзала и обратно до Бауманской улицы, мной освоен без предоставления стажировочного документа — просто постановкой в наряде на маршрут. Также освоили маршрут Б и водители бауманского седьмого маршрута в субботу 27.05.2017, из-за чего с 00:25 до 01:00 я закрывающую семёрку так и не дождался — обычно по расписанию она возле депо им. Русакова около 00:46. Освоение водителями 13 маршрута участка движения от метро Красносельская до нового разворотного кольца конечной станции «Проезд Энтузиастов» прошло аналогично.
Стажировка Д.Е.Маврина продлилась ПЯТЬ дней. Дениса, с позволения сказать, «обули» на командировке. Полученная через посредство начальника контрольно-учётной группы Трамвайного депо им. Русакова Веры Викторовны Чайковской, уволенной 27.04.2017 под давлением администрации ответчика, распечатка по водителю Д.Е.Маврину Формуляра табеля с мая по октябрь 2016 г. говорит мне о дополнительных обстоятельствах его пребывания в Краснопресненском трамвайном депо в сравнении с работой в Трамвайном депо им. Русакова. А именно — наличие с 29.08.2016 по 16.09.2016 в Формуляре табеля параметров «межсменный отстой» и «резерв».
Межсменный отстой, являясь подвидом работы «простой», не будучи соотнесён с началом смены по расписанию и наряду, отсутствует в оплате. А резервом называется дежурство в депо; на каком основании межрейсовый интервал, входящий в дорогое линейное время с премией и надбавками за вредность и стаж, обозначен дежурством, становится ясно, если допустить тезис о воровстве трудозатрат работника — воровстве, поставленном на поток.
Такого безобразия не было ни до, ни после работы Д.Е.Маврина в Краснопресненском трамвайном депо. Гарантом соблюдения трудовых прав по учёту рабочего времени была табельщица В.В.Чайковская, с профильным высшим образованием, с опытом работы в банковской системе и знаниями, переданными в 2003 году бывшим заместителем директора по перевозкам бывшего Филиала Трамвайное депо им. Русакова Волынской. Следствием проводимой «оптимизации организационной структуры» стала ликвидация диспетчеров на конечных станциях, прошедшая с февраля по июнь 2013 года, и главное — проводка электронных путевых листов Глонасс посредством состыковочного программного обеспечения по переброске данных с Анализатора ЗДЦ «Восточный» в программу ЕАСУ ФХД [SAP].
Также я должен сказать о событии, произошедшем 28.03.2017. Мной подано исковое заявление о признании факта неоплаты хранения и перемещения материальных ценностей работодателя в нерабочее время работника по Указанию ГУП «Мосгортранс» «О выдаче проездных билетов водителям под отчёт». Иск зарегистрирован в Замоскворецком районном суде и находится у судьи М.В.Мусимович.
Д.Е.Маврин за период работы с 01.08.2016 по 05.10.2016 понёс издержки из-за созданных дискриминационных условий по Указанию. При увольнении эти издержки не компенсированы. Вознаграждение за проданный талон — сумма в размере 5 рублей — не является компенсацией за хранение и перемещение проездных билетов и выручки в нерабочее, неоплачиваемое время Маврина.
В связи с проводимым мной, по согласованию с председателем МПРОТ, аудита учёта рабочего времени и порядка начисления заработной платы ответчиком, я констатирую факт, что по результатам проведённых проверок мной подано заявление в полицию по трём основным темам: присвоению властных полномочий, воровству трудозатрат работников и выявленной схемы коррупции, связанной с Глонасс. Заявление зарегистрировано канцелярией Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве за номером: 3/177705916414 от 17.04.2017.
Дополнение с распечаткой Формуляра табеля по Маврину предъявлена мной в ОЭБиПК УВД по ЦАО 18.05.2017.
§2 Методика аудита
Игнорированию письменных показаний свидетеля посвящается
Аудит начался с осознания свершившегося факта, что учёт рабочего времени и начисление заработной платы имеет обстоятельства, до конца не урегулированные в правовом поле, но эффективно используемые руководством для воровства трудозатрат работников. Существовавшая в депо до 01.01.2008 отечественная программа на основе платформы FoxPro, с сентября 2007 года была постепенно замещена немецкой системой управления базами данных SAP, именуемой официально «Единая Автоматизированная Система Управления Финансово-Хозяйственной Деятельностью» (ЕАСУ ФХД). Эта СУБД известна в экономических отделах РЖД, Сбербанка.
Понятие о периодах рабочего времени имеет конечное назначение: это конвертация времени (трудозатрат) в деньги. Любой работодатель заинтересован в удешевлении расходов на рабочую силу при осуществлении деятельности, как и работник в том, чтобы извлечь максимальную выгоду от сдачи себя внаём. Баланс интересов поддерживается федеральным трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Нормирование труда является реализацией идеи, что качественно выполнить определённую работу возможно только за определённое время, при условии соблюдения права работника на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ).
- Глобальные периоды рабочего времени
1) нормальное время или нормальное число рабочих часов. Продолжительность — в соответствии с Производственным календарём, ч. 2 ст. 91 и ч. 1 ст. 95 ТК РФ, приказом №588н Минздравсоцразвития. Зависит от еженедельной продолжительности, установленной Коллективным договором и трудовым договором (40 часов).
Имеет в ЕАСУ ФХД (SAP) условно заданные промежутки дневного нормативного времени (от и до) в формате [HH:MM:SS], а в бухгалтерской половине расчётного листка именуется балансом. Устанавливается по режиму работы (графику); может быть будним и праздничным. Праздничная норма оплачивается в двойном тарифе. В норму может быть перенесено время работы в другие дни, но только отработанное в календарно рабочие дни по режиму работы; такое время в аудите условно названо «за норму».
Учётный период нормального числа рабочих часов в Филиале ТУ ГУП «Мосгортранс», по коллективному договору, должен составлять один месяц. Однако утилита Формуляра табеля рабочего времени ясно подтверждает, что конвертация периодов рабочего времени, регламентированных действующим Приказом Минжилкомхоза РСФСР №461 от 23.08.1982 и Приказом Минтранса РФ №127 от 18.10.2005 (в ред. Приказа №192 от 17.06.2015), в десятичное исчисление с округлением до второго знака после запятой, для последующей обработки в бухгалтерском контуре, т. е. для перевода времени в рубли, осуществляется на каждый отрезок регламентированных и нововведённых работодателем периодов рабочего времени. То есть, строго хронологически — менее суток. И, строго статистически, такой учёт влечёт нерациональное использование вычислительных возможностей. И, практически, такая конвертация дискриминационна в отношении интересов юридического лица по принципу, выраженному в п. 3 ст. 53 ГК РФ: она недобросовестна и неразумна, потому что влечёт к перерасходу фонда заработной платы и сразу привела к ущемлению трудовых прав работников.
На примере таблицы статистики аудита учёта подготовительно-заключительного времени (ПЗВ) становится ясно, что ручная правка ПЗВ имеет сомнительное подобие экономии оплаты и ночного времени (таблицу прилагаю), и самого ПЗВ. На руку таким махинациям невежество водителей по критериям начисления ПЗВ — и в случае работы на одном вагоне, и в случае замены (замен). Критерии корректировки ПЗВ недоступны даже начальнику табельного отдела депо! Вызывает ощущение противоестественности наличие наложения нескольких периодов рабочего времени: это грубо нарушает, по моему мнению, ст. 132 ТК РФ («оплата по труду»). Подробности в разделе о ПЗВ.
Сама продолжительность «нормативного заданного» времени, только при беглом взгляде на таблицу моих норм с ноября 2011 года по февраль 2017го, незаконна по следующим причинам: систематическое грубое нарушение ч. 2 ст. 91 и ч. 1 ст. 95 ТК РФ, длящееся систематическое нарушение с 01.01.2008 Разъяснения Минтруда №5 от 29.12.1992 и действующего с 13.08.2009 Приказа Минздравсоцразвития №588н на основании ч. 3 ст. 91 ТК РФ, Коллективного договора бывшего Филиала Трамвайное депо им. Русакова и его правопреемников Филиала Краснопресненское трамвайное депо и действующего Филиала Трамвайное управление, моего трудового договора и типовых трудовых договоров остальных водителей трамвая. А это, позволю себе напомнить, влияет на расчёт сверхурочного времени и приводит к сокрытию отчислений по НДФЛ в бюджет и фонды России.
Принцип расчёта, в соответствии с Приказом №588н, сводится, по моему мнению, к тому, чтобы единоразмерная дневная норма была у максимального количества дней в расчётном месяце.
Формула расчёта для режимов работы по суммированному учёту, отличных от 5551 (с выходными днями суббота и воскресенье) — режима, определённого федеральным законодательством флагманским, следующая: кол-во рабочих часов за расчётный месяц (берётся из Производственного календаря) умножается на 60, т.е. конвертируем баланс рабочего времени в минуты — значение, пригодное для формата данных [HH:MM:SS] ЕАСУ ФХД (SAP), и делится на кол-во рабочих дней по расчётному режиму работы; полученный результат в виде целого числа, с откидыванием знаков после запятой, записывается в рабочие дни расчётного месяца, кроме последнего дня; остаток в минутах переносится на последний день. В случае превышения дневной нормы последнего дня месяца (свыше 480мин, т. е. 8ч), избыток переносится на предпоследний рабочий день.
Пример. Исходные данные: режим 5555 (выходные среда и четверг), расчётный месяц — январь 2008 г., баланс рабочего времени по Производственному календарю 136 часов, предпраздничный (сокращённый) день отсутствует, кол-во рабочих дней — 21. Конвертируем в минуты: 136х60=8160. Вычисляем единоразмерную дневную норму: 8160/21=388,5714285714286. В дни месяца (1, 4-8, 11-15, 18-22, 25-28 января) записываем 388. При записи в базу данных по формату [HH:MM:SS] в виде 00:388:00 происходит автоматическая конвертация в вид 06:28:00. Затем узнаём норму на последний день: 8160-388х20=8160-7760=400 и записываем на 29 января. Экономическим отделом ответчика выставлена дневная норма за 1-22 января 390 минут (число с одним знаком после запятой, кратное при делении на кол-во рабочих дней [6,5]), а 25-29 — 384 [6,4]. Дискриминационной дневная рабочая норма ответчика является потому, что противоречит принципу единоразмерности для максимального числа рабочих дней в расчётном месяце, что влечёт необоснованное сокращение переработки на (390-388)х16=32 минуты за 16 дней, и необоснованное сокращение недоработки на (388-384)х4+(400-384)=32 минуты за 5 дней.
Формула расчёта при наличии предпраздничного (сокращённого) дня, приходящегося рабочим по режиму работы: кол-во рабочих часов за расчётный месяц по Производственному календарю плюс один час — умножается на 60 и делится на кол-во рабочих дней; в рабочий предпраздничный (сокращённый) день полученное среднее целочисленное значение сокращается на 60 минут, остаток добавляется в дневную норму последнего рабочего дня расчётного месяца.
2) сверхурочное время. При суммированном учёте определяется как разница между фактически отработанным временем (выработкой) и нормой. Разница со знаком «минус» (отрицательный баланс рабочего времени) является невыработкой, что влечёт нарушение работодателем трудового договора. Положительный баланс является переработкой, предел которой задан в объёме 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).
Сверхурочное время бывает абсолютным и относительным, что проявляется при оплате. К абсолютному сверхурочному времени полностью относится работа в календарно выходные дни по режиму работы, а также работа в праздничные дни (рабочие по установленному режиму) сверх дневного нормативного времени. Само наличие режимов работы, отличных от флагманского с субботой и воскресеньем, и безусловная оплата в двойном тарифе подтверждают данный постулат. Это оправдывает выделение работодателем в расчётном листке соответствующих категорий времени.
К относительному сверхурочному времени относится переработка дневного нормативного времени в календарно рабочие дни. Статьёй 104 ТК РФ работодателю, связанному с непрерывностью производственных условий, разрешено это время переносить в норму при невыработке дневного нормативного времени в другие календарно рабочие дни. Перенос рабочих часов с календарно выходных дней в другие категории является грубым нарушением режима работы по трудовому договору, статьи 211 ТК РФ («охрана труда» на основании ч. 5 ст. 37 Конституции РФ) — факт присвоения личного времени работника, доказательство неприглядного воровства, заложенного в ЕАСУ ФХД до приёмки, и пособничества со стороны экономического и юридического отделов участников Коллективного договора.
Кстати, бывший бессменный председатель первичной профсоюзной организации Филиала Трамвайное депо им. Русакова, ныне продолжающая работу в трамвайной первичке профсоюза под управлением Шурикова, Надежда Николаевна Насонова обладает юридическим образованием. Её квалификацию я не подвергал сомнению до поры, пока не решил соотнести требования законов «О персональных данных» и «О профессиональных союзах» с правами доступа к SAP: компьютер, стоявший в её кабинете до реорганизации в Трамвайное управление, обладал доступом ко всем необходимым в работе водителей данным. Простое сопоставление полученной с согласия Татьяны Александровны Рязанцевой (зам. директора по перевозкам; находится в декрете) и Елены Константиновны Сантатовой (бывшего заместителя директора по экономике) распечатки формуляра табеля рабочего времени с полномочиями первички меня ввергло в недоумение: на предприятии Москвы, города федерального уровня, отсутствуют элементарные регламенты — по ведению суммированного учёта и трассировки первичных данных. Это недоумение привело к выводу, что неприглядно попирается конституционный принцип социального партнёрства и нарушается баланс интересов работодателя и работников при установлении нормирования труда (и охраны труда в том числе) на предприятии. Исходя из соображений соответствия уставной деятельности, указанные заинтересованные стороны об этом не могли не знать.
Теперь приходится доказывать, что виноват не водитель, а недостающие четыре буквы — Р-У-К-О-водитель. Так чаемая в апреле 2016го, встреча с директором Департамента по трудовым отношениям и социальному партнёрству Министерства труда и социальной защиты РФ Мариной Сергеевной Масловой не состоялась. Результат: спуск обращения в Государственную инспекцию труда г. Москвы и ответ трудинспекции об индивидуальном трудовом споре.
- Сверхурочные часы в сверхурочном времени
Постулат о количественном характере, балансном свойстве сверхурочного времени реализован в SAP в виде статистики «скользящего времени». Оценка этого параметра выражена в аудите строки формуляра «Продуктивные часы». Бесспорно, что сверхурочное время может быть скользящим, т. е. имеющим возможность переноса. По норме переносятся и подлежат оплате больничный, медосмотр, отпуск и т. д. Однако факт переноса работы в календарно выходной день (таблицу прилагаю) и факты неуменьшения баланса скользящего времени следующего месяца при уменьшении нормы текущего учётного периода после состоявшегося переноса в нормальное число рабочих часов ставят вопрос о достоверности статистических сведений по выработке и переработке в отчётных формах, в том числе расчётных листках заработной платы.
Дополнительным аргументом стала таблица расчёта в ответе заместителя директора по экономике Е.К.Сантатовой №53-25-1125 от 08.04.2016 на служебную записку вх. №01-03-235 от 14.03.2016. В таблице приведены периоды сверхурочного времени. Налицо введение в заблуждение формулировкой расчётного листка заработной платы «сверхурочные часы 100%», так как процентовка относится к оплате (отличающейся от оплаты сверхурочного времени водителей-перегонщиков по сдельной системе оплаты), но не к общему объёму переработки. Отсутствие сведений по нормальному числу рабочих часов, общему объёму сверхурочного времени и каким-либо произведённых переносам является нарушением ст. 136 ТК РФ в части извещения о размерах и об основаниях произведённых начислений и удержаний. Ибо именно удержаниями является перенос относительного сверхурочного времени в норму (перенос часов выработки из переработки в недоработку), пусть и в соответствии со ст. 104 ТК РФ. Пример: документация декабря 2015 г. и образец расчётного листка, соответствующего нормам трудового права.
Имеющее признак коррупционности — воровства, поставленного «на поток»», — является внедрение программы SAP, исходя из соображения об ограничении доступа и к первичным данным, и к подробному анализу формирования вида выплат. Использование с 2008 года автоматизации процесса трассировки первичной учётной документации (путевых листов, закрытых нарядов и др.) освободило недобросовестных должностных лиц планово-экономического отдела от назойливых «почему» и настойчивых «каким образом». Авторитет наличия компьютера для обработки под сомнение не ставится: «это же посчитал компьютер, а не какой-нибудь Ваня или Маня».
Новыми обстоятельствами, отягчающими процесс анализа, явились требования руководства проводить электронные путевые листы Анализатора Глонасс, введённого в полную силу с 02.02.2014, после ликвидации диспетчеров на конечных станциях. Также необходимо отметить, что переброской данных с программного обеспечения НПП «ТрансНавигация» в SAP занимается некая организация, сменившаяся в третий или четвёртый раз: последняя смена произошла 25.01.2017. В феврале бесспорно авторитетному начальнику контрольно-учётной группы Вере Викторовне Чайковской, пришедшей работать в депо в 2003 году, вынесен выговор за ненадлежащую проводку путевых листов. Мой анализ опровергает мои же сомнения в её компетентности и честности.
Предоставление сведений по данным трассировки в настоящий момент прямо регулируется требованием Госкомстата о получении работником табеля учёта рабочего времени. Эту функцию в SAP негласно выполняет утилита распечатки формуляра табеля учёта времени — функция, заложенная немецкими программистами с учётом требований международного права. «Подсовывание» работнику листа А3 по форме Госкомстата является дискриминацией права работника на получение достоверных сведений о начисленной заработной плате (п. 1 ч. 1 ст. 136 ТК РФ).
- Переносы в периодах рабочего времени
Виды переносов по зависимости: ночное время, суточное время, виды работ.
Переменные суточного времени традиционны: с 00:00 до 24:00.
Переменные ночного времени определены ТК РФ и Коллективным договором: начало 22:00, окончание 06:00. Двойной перенос осуществляется по параметру суточное время исходя из специфики сменного режима работы с окончанием смены в следующий календарный день.
Проблемой алгоритма переноса в SAP является идентифицирование сверхурочного времени в части смены дней и приоритетов трассировки видов оплат по трудовому праву. Эта «изюминка» давно известна техподдержке и экономическому отделу.
Обстоятельства неразрывной связи месячной нормы и сверхурочного времени дополняют следующие сведения о фактах.
В январе 2016 г., получив зарплату за декабрь 2015 г., я столкнулся с неправомерным переносом частей времени рабочей смены в норму по тарифу праздничного дня (31.12.2015), так как в отношении времени с 24:00 до 29:40 (перенесённого на 00:00-05:40 следующего дня, признанного праздничным днём по ст. 112 ТК РФ) часть рабочей смены должна была быть обозначена как «работа в праздничный день сверх графика», т. е. как сверхурочное время. Более того, установление дневной нормы, с обрезанием переработки предыдущего дня на начало следующей дневной нормы по параметру «нормативного заданного времени», привело к возникновению неучтённого в бухгалтерском контуре рабочего времени (04:05-05:40), а также необоснованно возросшему на 04ч 05мин сверхурочному времени. Моё расследование привело к следующим выводам. При задании «доп. выходного за переработку» на 01.01.2016 водителю трамвая N после работы на продление в Новый год по 36 маршруту (заезд в депо в 04:37), табельный контур ЕАСУ ФХД выдал ошибку. После звонка табельщицы в службу техподдержки SAP, командой FREI (замещение по смене) и переносом начала «нормативного заданного» времени с 04:05 на 08:00 путевой лист удалось обработать. Как подобная обработка отразилась на заработной плате указанного водителя, мне лишь известно, что водитель N остался очень недоволен. Посему, декабрьско-январские манипуляции техподдержки SAP (вкупе с уже имевшимся, ничем не регламентированным, но традиционно установленным с 01.01.2008 на 08:00, переносом с 01.12.2015 начала дневного «нормативного заданного» времени на 04:05), без надлежащего извещения вышестоящего руководства, всестороннего анализа ошибки и её грамотного устранения, создали дискриминационную ситуацию для меня лично и последующих случаев заезда иных водителей (вместе с временем ПЗВ) после «нормативного заданного». А именно: программа SAP не выдала ошибки при установлении мне добавочного выходного дня на 01.01.2016. Итогом стало вмешательство в логику программы и нарушение безопасности первичных данных при передаче из контура табельной в контур бухгалтерии.
Оплачивать кропотливый труд программистов-создателей для выправки ситуации никто не думал ни в 2007 году при тестировании, ни после смены «по недоверию» генерального директора П.В.Иванова в 2013-м, и тем более после масштабной реорганизации в централизованные филиалы при Михайлове, активно поддерживаемой ДТиРДТИ с введением ГЛОНАСС. Содержать SAP в нынешнем виде показалось удобнее и дешевле. Его обкатка в электротранспорте прошла; можно распространять на другие филиалы. Идея внедрения ЕАСУ ФХД воплотилась…
- Представление о трассировке. Про ПЗВ.
Виды работ транслируются в формуляр из каталога. Виды работ, отображаемые в табеле, приведены в таблице Statcodes, по состоянию на лето 2016 г.
У каждого вида работ имеется свой собственный каталог (как например, обозначение в формуляре нулевых рейсов в строке «работа на линии», отличаемое от производственных рейсов размером и порядком сменной работы). Следовательно, подвиды работ, не отражаемые в уникальном денежном эквиваленте, являются для формуляра табеля рабочего времени, а также для формирования вида оплаты, избыточной и необоснованной информацией.
Строка «обед» интерпретируется ЕАСУ ФХД исключительно как вычет указанного отрезка рабочего времени. Все «нормальные» диспетчеры Глонасс конфликтуют с начальником ЗДЦ «Восточный», имеющей поверхностные знания законодательства. Да, обед должен быть предоставлен. Но до 30 минут его продолжительность включается в производственное время — дорогое линейное время, с премией, с вредностью и стажевой надбавкой. Вполне искренне подобный начальник при проверках будет утверждать, что с соблюдением обедов всё нормально, и вполне справедливо нельзя его судить за незнание всей «экономической кухни». Что нельзя сказать о тех, кто готовил производственное задание для создания программного обеспечения по переброске с Глонасс электронных путевых листов, а также о лицах, контролирующих их обработку в ЕАСУ ФХД. До моей первой большой резивии собственной зарплаты 28.06.2016, когда я обнаружил утилиту Формуляра табеля, даже начальник табельного отдела не знала (да и вникать некогда, с большим объёмом путёвок) об этих тонкостях и о колоссальном значении Формуляра для установления истины.
Косвенно можно констатировать общие принципы начисления ПЗВ по автоматизированной схеме: 25 минут до начала работы в первую смену, 25 минут после окончания работы во вторую смену. В эти 25 минут входят: по 5 минут медосмотры (предрейсовый, послерейсовый) и 15 минут приёмка-сдача вагона.
Необоснованность и противоправность схемы ПЗВ станет прозрачнее, если представить, как программа SAP обработала бы ПЗВ в соответствии с фактически отработанным работником временем (выработкой), если выделить медосмотры и приёмку-сдачу в отдельные подвиды.
При двухсменном режиме: 1) 5 минут — предрейсовый медосмотр [0,08]; 2) 15 минут — приёмка вагона в 1-ю смену или сдача вагона во 2-ю смену [0,25]; 3) 5 минут — послерейсовый медосмотр [0,08].
0,08+0,25+0,08=0,41
Тогда как полные 25 минут представляют собой десятичное число 0,42.
Разница 0,01 — не в пользу работника. Если взять, к примеру, среднемесячное число рабочих дней (22), то работник лишится 13 минут рабочего времени в зарплату. А это почти четверть часа по действующему тарифу лишь за один из периодов регламентированного рабочего времени.
25мин х 22дн = 550мин / 60мин = 9,17ч х 196,6 (р/час) = 1802,82р
Оплачено же будет:
0,41ч х 22дн = 9,02ч х 196,6 (р/час) = 1773,33р
Разница составляет 29,49р
Подобный расчёт невозможно назвать эффективным.
При работе «сотыми» выходами: 1) 5 минут — предрейсовый медосмотр [0,08]; 2) 15 минут — приёмка вагона [0,25]; 3) 15 минут — сдача вагона [0,25]; 4) 5 минут — послерейсовый медосмотр [0,08].
0,08+0,25+0,25+0,08=0,66
Тогда как полные 40 минут представляют собой десятичное число 0,67.
Разница 0,01 — не в пользу работника. Такой расчёт неэффективен.
Правового обоснования данной схемы не может быть, так как явилось бы неприглядным грубым нарушением ст. 132 ТК РФ «оплата по труду». Водитель ГУП «Мосгортранс» (и водитель трамвая, в частности) не может пройти послерейсовый медосмотр до выезда из депо, как и предрейсовый медосмотр после возвращения с линии. Однако, если расчёт был бы в минутах с финальной конвертацией в десятичное исчисление при закрытии табеля за месяц, то нарушения чч. 5-6 ст. 135 ТК РФ («установление заработной платы») не было бы.
Завеса молчания по факту необоснованного принятия схемы начисления ПЗВ в учёт более-менее ясна. Реализация же в ЕАСУ ФХД схемы конвертации отрезков рабочего времени на каждый вид работы является не только и не столько неэффективным использованием средств автоматизации, сколько недобросовестным руководством вопреки задачам и обязательствам юридического лица ГУП «Мосгортранс» в отношении бюджетных средств, выделяемых Правительством Москвы на уставные цели. А результат — нарушение целого вороха статей ТК РФ, а значит нарушено конституционное право работников на оплату труда без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37 КРФ).
Так как представить всех без исключения работников и экономического, и юридического отделов участников Коллективного договора бывшего Филиала Трамвайное депо им. Русакова (и нынешнего Трамвайного управления), а также чиновников контрольно-ревизионного отдела ДТиРДТИ Правительства Москвы виноватыми в дискриминации и воровстве мне не позволяет конституционная формула презумпции невиновности, поэтому я могу остановиться лишь на установлении круга лиц, ответственных за приёмку, ввод и текущую эксплуатацию ЕАСУ ФХД.
Постулаты данного раздела опровергают возможный тезис о счётной ошибке. Чему дополнительное подтверждение — ответ ДТиРДТИ от 14.12.2014 на мою жалобу по расчёту вычета премии одного русаковского водителя: SAP разделил чётное число пополам и получилось на 9 копеек больше — увы, не в пользу работника…
- О премии
Пользуясь скользкой формулировкой Коллективного договора (раздел III «Премирование» Положения «Об оплате труда и премировании водителей трамваев регулярных городских пассажирских маршрутов» Приложения №2 от 26.05.2016), выделенной жирным шрифтом, — «премия начисляется в текущем месяце на часы работы на линии», — работодатель отождествляет эту формулировку со строкой SAP «работа на линии». Однако такое толкование входит в противоречие с Приказом Минжилкомхоза РСФСР, Приказом Минтранса РФ и здравым смыслом.
Например: начало смены по расписанию омрачается задержкой вагона на линии; водитель, в полном соответствии с Должностной Инструкцией, пришёл на работу в указанное в наряде время. Разве простой такого рода не является рабочим временем? Точнее, линейным рабочим временем подвида «простой»? И почему время истолкованного подобным образом простоя не дополняется надбавкой за стаж?
Другой пример. 01.03.2017, темно, искусственное освещение, обрыв растяжек на перекрёстке Авиамоторного проезда и Шоссе Энтузиастов. Является широким жестом трассировка времени с 19:43 по 21:16 диспетчерами Носковой или Стражевой как производственного — вкусного, дорогого, со всеми надбавками. Однако больше половины этого времени я ловил вагоны, чтобы водители, не заметившие неисправную контактную сеть, не натворили дел пострашнее. «Положить» пантограф обходится дорого: ремонт встанет в несколько десятков тысяч рублей, не считая трудозатрат на восстановление контактного провода. Я и сам, возможно, не заметил бы опасности, если бы ещё на остановке «М.Авиамоторная» не обратил внимание на шедший через перекрёсток троллейбус с опущенными штангами (т. е. на автономном ходе). Пантограф вагона 5407 был опущен, пассажиров в салоне не было. Это чистейший образец простоя на линии! Вот только в случае квалифицирования такого простоя как подвида работы «отстой» или «межсменный отстой», в зарплате это время отсутствовало бы вовсе. А «Простой» в ЕАСУ ФХД начисляется по голой ставке: без премии, без вредности (которая прямо так и кричит о себе) и без стажа.
Также по голой ставке оплачивается строка подвида работ «резерв». Резервом именуется дежурство в депо. Вопрос: почему межрейсовые интервалы и выдержки вагонов диспетчерами на конечных станциях обозначаются при переброске данных с ЗДЦ «Восточный» в ЕАСУ ФХД именно так? Зная лично, не один год, профессионалов-диспетчеров, с которыми лично работал на русаковских конечных станциях, могу засвидетельствовать на Конституции и Новом Завете, что такого бреда они оформить не могли. В отличие от некоей Алексеевой.
Алексеева работала ранним утром 23 марта: дело в том, что я, выехав из депо в сторону к/с «М.Пролетарская» по 46 маршруту, был направлен с остановки «Авиамоторная ул., д. 2» для разворота на к/с 32 маршрута «Проезд Энтузиастов». Я, конечно, понимаю, что не её вина в отсутствии трассировки нулевого рейса по программному обеспечению НПП «ТрансНавигация» в сторону иной конечной станции, нежели две закреплённые. Вот только у меня украдены 62 минуты дорогого производственного времени и 57 минут надбавки за работу в ночное время. Допускаю, что Алексеева не виновата. Но доказать это можно при условии, что закрытая ею путёвка находится в неизменном виде в Анализаторе Глонасс и ведётся протоколирование прав доступа при создании и изменении электронного путевого листа.
В 2014 году, по рассказам старожилов Глонасс по Волочаевской улице, пришёл стажироваться молодой человек лет 25-27. Ничем особенно не приметный. Приступив к работе самостоятельно, в его смену уже через полтора-два месяца случается ЧП: зависло буквально всё программное обеспечение. Начальнику пришлось звонить в Департамент Транспорта с просьбой перезагрузить основной сервер. А девчата запалили молодого человека с флэшкой в руке. Он проработал что-то около недели-двух и уволился. С тех пор стало привычной картиной: периодическое отсутствие на мониторе Гранит-Навигатора в кабине водителя расписания, периодическое пропадание контрольных отметок у самих диспетчеров. Уже дважды с момента ввода в строй диспетчерского центра меняли провайдера корпоративной мобильной связи.
Интересно смотреть с телеэкрана о киберпреступниках и преступлениях с использованием высоких технологий. Страшно наблюдать это каждый свой рабочий день, представляя всю кухню по продукту «зарплата водителя».
В заключение.
Любая схема работает до тех пор, пока нравственно-этическое осознание общественной опасности коррупционного явления не пересиливает все доводы наживы и возможностей расправы с неугодными.
В применении к самому себе, как следствие жизненного опыта, я выражаю это обстоятельство в христианской этической формуле: поступай с другими так, как хотел бы чтобы поступали с тобой.
Конституцией России предоставлены различные средства борьбы.
К работодателю я обращался. К незапятнанной чести заместителя директора по экономике Елены Константиновны Сантатовой, заместителя директора по кадрам и быту (бывшей до реорганизации начальником юридического отдела в русаках) Веры Николаевны Крайнюк, бессменного руководителя кадрового отдела Аллы Николаевны Прониной, — они, специалисты высочайшего класса, держались до последнего. Но все ушли разом в один день, 01.07.2016. Такой внезапный оборот говорит мне о том, что отношения с директором Б.К.Абрамовым были испорчены в конец, ибо никакие доводы «вкусных» зарплат, «престижных» должностей не смогли убедить этих порядочных людей продвигать политику тоталитарных мер.
Также не могу не сказать о факте встречи в 2013 году с чиновником контрольно-резивионного отдела ДТиРДТИ Денисом Заговорчевым. Мирная беседа в кафе на Преображенской площади, в разгар шума вокруг коллективного обращения водителей трёх депо в Администрацию Президента РФ, свелась к итоговой мысли, выраженной молодым человеком с военной выправкой: «Нас не интересует административка. Вот если что-то уголовное!» Если бы тогда он не сказал это, остался бы я наивным дурачком со своими старомодными этическими идеалами. У меня ещё не было методики, необходимых отраслевых знаний и опыта взаимодействия с инстанциями. Прошло почти четыре года. Я только сейчас отдаю себе отчёт в том, что та беседа — прощупывание: насколько далеко независимые профсоюзы могут пойти, отстаивая право на справедливые социальные отношения.
Воистину самоотверженный труд моих коллег достоин адекватной оплаты понесённым трудозатратам в полном соответствии с Конституцией и нормами трудового права. Я верю, что полиция окажет защиту и помощь от недобросовестных должностных лиц и чиновников.
30.05.2017
В.В.Васильев
Документы:
1.1 Протокол_2016-10-06_01-03-1114
1.2 ProtokolOtvet
1.3 RL_2016.08
1.4 RL_2016.09
1.5 TrudKn
1.6 Формуляр Дениса
1.7 380_2016-04-01
2.1 StatPZV_3261_color
2.2 StatNoir_3261
2.3 IMG_20160628_135117
2.4 Norm3261_2011.11-2017.02
2.5 StatProd4_3261_color
2.6 2015_12_53503261
2.7 Statcodes