За время работы, каждый водитель находил в своей жировке в разделе удержания строку пережог топлива. Имеет ли право работодатель удерживать из заработной платы водителя денежные средства за так называемый пережог, то есть перерасход топлива свыше установленного норматива? Давайте разберемся.
Основополагающим документом, регулирующим нормы расходования топлива для подвижного состава, является Распоряжение Министерства Транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 года №АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – МР – Методические рекомендации). Данное распоряжение издано на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 №153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте».
Документом, регламентирующим порядок удержания денежных средств из заработной платы работника, является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Так, исходя из смысла п. 3 Методических рекомендаций, предприятие, эксплуатирующее транспортные средства, должно использовать нормы расхода топлива для расчета нормативного значения расхода по месту потребления, который должен быть отражен в соответствующем документе – Приказе или Распоряжении по предприятию.
Нужно отметить, что при нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (как правило оно указывается в паспорте транспортного средства или инструкции по эксплуатации), и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Методические рекомендации содержат большой перечень повышающих коэффициентов и надбавок, которые должны быть учтены при расчете нормативного значения расхода топлива. Например, п. 5 МР устанавливает повышающий коэффициент при эксплуатации транспортного средства в зимнее время, на дорогах общего пользования со сложным планом, в городах с большой численностью населения, при выполнении работы, требующей частых остановок, связанной с посадкой и высадкой пассажиров и д.р.
Из сказанного можно сделать вывод, что при определении нормы расхода топлива, работодатель обязан учитывать условия и характер работы транспортного средства. В данном случае речь идет о линейном подвижном составе (автобусы) ГУП «Мосгортранс». Есть основания пологать, что расчеты по определению нормативного потребления топлива в ГУП «Мосгортранс» не проводились, а если и проводились, то не правильно, без учета повышающих коэффициентов. ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует подвижной состав в городе Москва, со сложной дорожной инфраструктурой и большим пассажиропотоком, что не может не сказываться на расходе топлива.
Также, общеизвестным фактом является то, что водители постоянно жалуются на неисправность транспортных средств, на которых им приходится работать. Их слова подтверждаются и результатами проведенных проверок. В полученном письме Центрального управления государственного автодорожного надзора по городу Москве от 22.06.2017 года указано более 50 нарушений, связанных с техническим состоянием транспортных средств. Неисправные системы двигателя также неизбежно увеличивают расход топлива.
Помимо выше перечисленного, на предприятии, осуществляющем перевозку пассажиров регулярными маршрутами, должны составляться карты или паспорта маршрутов с указанием протяженности, количества остановок, пассажиропотока и др. Что позволит более точно рассчитать нормативное потребление топлива.
При взыскании денежных средств с работника за перерасход топлива работодатель обязан руководствоваться следующим. Поскольку перерасход топлива представляет для предприятия материальный ущерб, то подлежит применению гл. 39 Трудового кодекса Российской Федерации.
Одно из основных условий привлечения работника к материальной ответственности – наличие его вины. Поэтому, до принятия решения об удержании с работника денежных средств, предприятие должно провести внутренне расследование и документально подтвердить прямой действительный ущерб. При этом необходимо учитывать правильность расчета нормативного потребления топлива, о котором шла речь выше, техническое состояние транспортного средства, наличие приборов контроля и учета и их исправность. В соответствии со ст. 247 ТК РФ при обнаружении перерасхода топлива с работника необходимо затребовать объяснения, при чем это не должно быть формальностью. Доводы обязательно должны быть проверены и оценены. Учитывая сложную дорожную ситуацию в городе Москве, водитель может несколько часов простоять в пробке. В таком случае его вина отсутствует, поскольку перерасход явился следствием обстоятельств непреодолимой силы. Но в ГУП «Мосгортранс» порядок получения объяснений с водителей не соблюдается, запрос осуществляется в устной форме и носит формальный характер, изложенные обстоятельства не проверяются.
ГУП «Мосгортранс» со всеми водителями заключает договор о полной материальной ответственности, что противоречит положениям ст. 242 и ст. 243 ТК РФ. Также, в соответствии со ст. 244 ТК РФ полная материальная ответственность распространяется только на вверенное работнику имущество. Топливо не является таковым, поскольку не вверяется водителю, а лишь служит средством исполнения трудовых обязанностей. Таким образом, отсылка работодателем к договорам о полной материальной ответственности водителя при удержании денежных средств за перерасход топлива является незаконной.
Ну и дополнить картину картину хотелось бы письмом Министерства финансов России от 15.03.2005 № 03-03-02-04/1/67 и письмом УМНС России по г. Москве от 23.09.2002 № 26-12/44873. В этих письмах указывается, что при определении норм расхода топлива предприятие может уменьшить налогооблагаемую базу, списав данные расходы. Налоговый кодекс Российской Федерации не ограничивает расходы на топливо и горюче-смазочные материалы какими-либо нормами, поэтому для целей налогообложения предусматривается списание расходов на топливо и смазочные материалы по фактическим затратам. Однако они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Порядок расчета норм расхода ГСМ является элементом учетной политики организации. Они утверждаются приказом руководителя организации. С приказом следует ознакомить всех водителей автотранспорта. Отсутствие в организации утвержденных норм может привести к злоупотреблениям со стороны предприятия. Собственно, эти нормы и используются как экономически обоснованные для целей бухгалтерского учета для списания ГСМ и для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль.
Ответ на поставленный в начале вопрос однозначный. Нет! Работодатель не имеет права вычитать из заработной платы водителя денежные средства за пережог топлива, если не докажет прямой действительный ущерб. Например, если был факт хищения.
Что делать, если в расчетном листе вы обнаружили строку с вычетом за пережог? Незамедлительно обратиться к работодателю в письменной форме с просьбой объяснить почему денежные средства удержаны без Вашего согласия, и что легло в основу выводов о виновности в перерасходе топлива (проводилось ли расследование). А также указать работодателю на его нарушения, в частности на то, что Вас не ознакомили надлежащим образом с локальными нормативными актами регламентирующими нормы расхода топлива, а также обратить внимание на состояние транспортного средства на котором был пережог.
И конечно, вы можете в любой момент обратиться к нам. Мы подробным образом расскажем о ваших правах и как их защитить.