Антисон – безопасность любой ценой

1
1858
Система Антисон

«Мосгортранс» начал устанавливать «Антисон» в 2018 году, заключив контракт с разработчиком системы «Октоинформ Рус», тогда в рамках пилотного проекта приборы установили на 36 автобусах. Затем был заключен контракт на 1,74 млрд рублей с ООО «КСОР», которое обязалось закупить и установить систему на 8,4 тыс. автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах.

Система способна контролировать «подвижность 10 лицевых точек водителя», «частоту и длительность зеваний, морганий, сведения надбровных дуг», следует из контрактной документации. В «Мосгортрансе» рассказали, что с помощью «алгоритмов многослойных нейронных сетей» можно определить «характерные паттерны поведения, сигнализирующие о состоянии усталости». «Антисон» передает сигнал диспетчеру, который может решить снять водителя с маршрута и направить на обследование. Аналогичная система для контроля машинистов применятся в подземке: метрополитен заключил в октябре 2019 года контракт с КСОР на 337,5 млн руб. по установке приборов в 1,44 тыс. вагонах.

ИК-излучение выше в 300 раз — это нормально, как у телевизора

Водители же пожаловались, что инфракрасное излучение системы «Антисон» вызывает усталость, рези и зуд в глазах. Сосуды лопаются, а зрение ухудшается.

Напротив лица водителя устанавливают видеокамеру с динамиком и инфракрасной подсветкой. Если он не открывает глаза дольше двух секунд или пять секунд не смотрит на дорогу, включаются звуковой и световой индикаторы.

Так например, Алевтина Кондратьева всего четыре дня водила оборудованный «Антисном» автобус. Но все это время она испытывала головокружение, тошноту и дискомфорт в глазах, хотя в предыдущие годы такого никогда не было. Схожие симптомы были у многих ее коллег. После последней смены у женщины поднялось давление. Но руководство жалобы слушать не стало. Опасаясь за свое здоровье, водитель уволилась из автобусного парка.

На Change.org появилась петиция с просьбой прекратить использование системы. Ее автор отметил, что руководство пугает водителей увольнением, заставляя их рисковать зрением.

Водители за свой счет заказали независимый анализ прибора в АНО «Бюро научных экспертиз». Там выяснили, что ИК-излучение в 300 раз превышает норматив и составляет 32,2 Ватта на квадратный метр вместо положенных 0,05. По словам представителей «КСОР», экспертизу провели с ошибками, а реальное излучение не превышает 0,03 Ватта на квадратный метр.

В «Бюро научных экспертиз» заявили, что исследование проводили по всем правилам и действительно зафиксировали превышение интенсивности ИК-излучения. Обратившиеся к ним водители, как добавили в компании, жаловались на ухудшение зрения и головные боли.

«Мосгортранс» утверждает, что от этого глаза болеть не могут, ведь даже от смартфонов излучение сильнее. Пресс-служба компании выложила в Twitter сертификаты, подтверждающие безопасность прибора. Последние несколько недель в филиалах «Мосгортранса» проводятся разъяснительные встречи с водителями. «Не могут от этого излучения глаза болеть,— убеждал водителей один из руководителей ГУПа (видеозапись есть в сети).— Вот вы телевизор смотрите, не жалуетесь. А прибор — одна сотая этого телевизора».

Мнение врача

Сильное инфракрасное излучение может неблагоприятно влиять на состояние глаз водителя, рассказала врач-офтальмолог, главврач «Клиники доктора Шиловой» Татьяна Шилова. Это тепловое излучение, поэтому оно нагревает поверхность глаза. При этом с нее испаряется влага, и возникает синдром сухого глаза. Усугубляет ситуацию то, что водитель не может дать глазам отдых, подержав веки закрытыми дольше двух секунд.

«Если это продолжается достаточно длительное время, могут начаться дистрофические изменения в роговице и в слизистой оболочке глаза (конъюнктиве), возрастает риск присоединения инфекции, которая, в свою очередь, может привести к тяжелым осложнениям вплоть до слепоты», — добавила Шилова. 

В офтальмологии инфракрасное излучение используют в диагностике и лечении заболеваний глаз, но строго дозированно по интенсивности и длительности воздействия. В противном случае оно может вызвать неблагоприятные последствия — ожоги роговицы, сетчатки, помутнение хрусталика глаза (катаракту).

«Применительно к ситуации можно сказать, что если интенсивность излучения была превышена, а действует оно в течение всего рабочего дня, то это неприемлемо, так как всестороннее тестирование и замеры по безопасности должны проводиться до массового внедрения», — заключила офтальмолог.

Излучение системы Антисон

Нужно бороться с причиной, а не следствием

Безопасность пассажирских перевозок превыше всего — это правильно! Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта полностью разделяет желание властей. Люди должны быть уверены в том, что доедут к месту назначения и их жизни и здоровью ничего не угрожает. Но с правильной ли стороны подходят к решению данного вопроса предприятия-перевозчики?

Нам кажется, что работа по обеспечению безопасности пассажиров приобрела некую однобокость. Предприятия пытаются переложить ответственность за все и за вся на плечи водителей, придумывая новые правила и ожесточая контроль за водителями на рабочих местах. При таком подходе от человека скоро ничего не останется — водителя окружат всевозможными датчиками, обвешают приборами, сенсорами и сканерами, которые не позволят даже голову повернуть. Получится не человек, а киборг. Способен ли работник в таких условиях выполнять свои трудовые обязанности качественно? Вопрос, ответ на который даст время, но как мы видим сейчас, водители не особо спешат превращаться в терминаторов.

Пытаясь бороться с отвлечением от управления ввиду усталости, предприятия устанавливают новый прибор контроля. А может просто дать человеку отдохнуть, дать возможность поспать, погулять, провести время с семьей? И тогда он не будет спать на рабочем месте. Ведь система Антисон «лечит» следствие, а не причину. Мы много раз говорили о том, что на предприятиях общественного транспорта не соблюдается график сменности, нарушается режим труда и отдыха. Сами предприятия заявляют о нехватке водителей, что приводит к переработкам, а как следствие к усталости. Если смена заканчивается в 12 часов ночи, а по графику в 6 утра уже нужно быть на работе, то даже не специалисту понятно, что водитель просто не успеет отдохнуть. А такие ситуации у перевозчиков встречаются очень часто. Бывает, что водители работают без выходных. Разве это нормально?

Отсюда можно сделать вывод, что нужно не Антисон устанавливать, а укомплектовать штат водителей, сделать грамотное расписание работы, привести рабочие места в порядок. Ведь про качество ремонта подвижного состава мы тоже не раз говорили и проверки контролирующих органов подтверждают нарушения. Чтобы повысить безопасность перевозок нужно в первую очередь понять и проанализировать причины возникновения внештатных ситуаций, почему водители засыпают за рулем. И устранять причины, а не последствия.

В конечном итоге, даже если обвешать водителя датчиками как новогоднюю елку, это может привести к новым побочным эффектам — повешенному напряжению и стрессу. Что никак не прибавит безопасности. Более того, организм может не выдержать перегрузки, вот о чем нужно задуматься. Организм — это не машина, а машины ломаются, не говоря о человеке.

Не стоит также забывать и о еще одной стороне вопроса. Пассажиры тоже несут ответственность за свою безопасность. Какая работа ведется в этом направлении? Сейчас пассажирские перевозки — это услуга, но это не означает, что войдя в транспортное средство можно наплевать на все правила и ответственность несет исключительно водитель. Но максимум работы, которая делается в этом направлении — объявление в салоне наземного транспорта о необходимости держаться за поручни. Может быть этого не достаточно и стоит уделить информированию пассажиров больше внимания.

В заключении стоит сказать, что по мнению Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта система Антисон, вероятно, не даст желаемого результата, либо он будет не настолько значительным, насколько причиненный вред здоровью. Те водители которые не ощущают на себе действие этого прибора сейчас, могут столкнуться с накопительным эффектом впоследствии. Для нашего организма ничто не проходит бесследно. А властям стоит задуматься не над изобретением очередного средства контроля, а позаботиться о нормальных условиях труда и уровне заработной платы, чтобы люди шли на работу с удовольствием, а не как на каторгу. Необходимо устранить причину. Потратить 1,7 миллиарда не на приборы и устройства, а на людей. Тогда и с последствиями не придется бороться.

Всем крепкого здоровья!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. […] На сайте Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта (МПРОТ) (руководитель — Дашков Юрий Владимирович) опубликован материал об установлении вышеупомянутым предприятием в столичных автобусах и в поездах московского метро приборов системы «Антисон», позволяющих контролировать самочувствие водителей и машинистов. Благодаря использованию соответствующего механизма расширяется возможность следить за «подвижностью 10 лицевых точек водителя», за частотой его зеваний и морганий и т.д. Все сигналы усталости передаются системой диспетчеру, после чего он имеет право снять водителя с маршрута и направить его на обследование. […]

Comments are closed.